Художник Александр Павленко    
Галерея Об авторе Статьи Новости Контакты
 

"Налетай, торопись, покупай живопись!"

"Налетай, торопись, покупай живопись!"

"Газета..." выяснила, какие из современных украинских художников наиболее "продажные"

Недавно в киевском "Ателье Карась" состоялась акция с интригующим названием – "Second hand" современного искусства". Несколько часов работы известных (в узких кругах интересующихся "контемпорари артом", то есть современным искусством) художников продавались не просто по смешной цене, а еще и на вес – по гривне за грамм.


Цель акции – естественно, не банальная благотворительность "в пользу бедных", желающих заполучить на стены своего жилища что-нибудь модное. Здесь задача более высокая: смоделировать невозможную (из-за неразвитости украинского рынка современного искусства) ситуацию, когда за предметами этого самого искусства выстраивается очередь не меньше, чем за горячими пирожками.

Управляться с весами и гирями позвали профессионала – продавщицу с Житнего рынка: выражаясь языком творческой богемы, из контекста овощей ее переместили в контекст современного искусства. Торговать ей довелось работами организатора акции Сергея Кузнецова, художников Жанны Кадыровой, Ильи Чичкана, Саши Макарской, Максима Мамсикова и других. Поначалу колоритная тетя Маша чувствовала себя неуютно, но вскоре освоилась и даже вошла во вкус:

– Якби був вибір, я б краще продавала картини. Але ж яке тут дешеве мистецтво! Просто жалко його продавать. Була одна картина на 100 грам, то я 50 накинула: це ж труд!

За первые полчаса акции в кассе тети Маши скопилось ни много ни мало 2,5 тысячи гривен. Лучше всего "шла" Саша Макарская – весь вечер, считай, только ее и продавали. Одна Сашенькина картина, может, даже уедет за границу: француз, ни сном ни духом не ведавший об акции, случайно зашел в "Ателье Карась" и увидел такую "дикость", как картина, лежащая на весах. Войдя в курс дела, попросил и ему кусок искусства взвесить. И, не отходя от весов, оформить документы для вывоза за границу.

После этого торговля на время замерла – пока на территории "искусственного" second hand’а не появился музыкант и галерист Паша Гудимов. Профессиональный ценитель искусства сходу отхватил три этюда Макарской ("Я вижу, она у вас звезда!"). Инициатор акции Сергей Кузнецов в шутку наущал тетю Машу: "Да вы не бойтесь обвешивать Пашу Гудимова!" Но тетя Маша – то ли по доброте душевной, то ли из-за какой симпатии к Паше – не только не стала его обвешивать, но и позволила торговаться по-крупному. В ответ на ее вердикт "600 гривен" Гудимов нахально заявил – "300!". "550", – слегка уступила тетя Маша. "350", – наступал Паша. "Ладно, тетя Маша, мы отдаем за столько, за сколько человек хочет", – пошел на мировую Кузнецов. На том и порешили...

И в итоге за те 2 часа, что длилась акция, сумма в кассе тети Маши выросла до 3,5 тысячи гривен. Как для обывателя – много, как для современного искусства – мало...

Из первых уст

Организатор акции, художник Сергей Кузнецов: "Половина из тех, кому я предложил участвовать, возмутились: "Секонд-хэнд? Такого не держим!"

– Модель ситуации такая: человек может прийти, имея 50 или 100 грн в кармане, и купить, к примеру, картину Саши Макарской. Работу, которая не доступна ему в случае, если просто выставляется в галерее. А здесь кладешь картину на весы: 300 граммов – 300 гривен. Забирай! И с тетей Машей можно торговаться – она продаст все по удобоваримой цене. Если искусство нравится – покупай! Я попытался хоть временно исправить ситуацию, когда 1–2, ну максимум 5% людей, интересующихся современным искусством, могут позволить себе приобрести его. Здесь можно позволить себе все! Участвовать в акции я предлагал практически всем художникам: деньги от продажи отдаю им, но эти суммы покрывают только затраты на материалы. Ройтбурд сказал что-то в духе: "Ну-у, я бы не хотел этого делать..." Тистол ответил еще более обтекаемо: "Я сейчас вырабатываю стратегию, и это несколько не вписывается в ее рамки". А Влада Ралко резюмировала просто: "У меня нет секонд-хэнда!"

А кто покупатели?

Евгений Карась, глава правления Ассоциации деятелей современного искусства: "Чиновники и политики по галереям не ходят. Но начинает появляться бизнес-элита, для которой искусство – часть жизни".

– Если говорить о людях, готовых платить деньги за современное искусство, то проще сказать, кого среди них нет и не будет – чиновников и политиков. Им дарят кучу хлама, и 90% из них никогда не были в галереях (протокольные мероприятия не в счет): им это просто неинтересно. Культурный уровень, соответственно, ниже плинтуса. А интересуются современным искусством те, у кого уже все есть. В детстве их по музеям за ручку не водили, потом они меняли профессии, пытаясь заработать денег, и только теперь пришло время интересоваться искусством. У нас, наконец, начинает появляться бизнес-элита, для которой искусство – часть жизни. Вначале интересуются тем, что нравится. Вкусы пока, в основном, кошмарные – это дремучий провинциализм и мещанство. В советчиках числятся жены, секретарши, шоферы, друзья детства, выжигающие по фанере... Дизайном занимаются женщины, которые сделали у себя хороший ремонт и считают, что этого достаточно. Некоторые люди, которые в состоянии позволить себе многомиллионные дома и машины, считают нормальным ходить по Андреевскому спуску, покупать "поделки" и гордиться: мол, я открыл такого-то художника... На следующей стадии люди понимают, что нужен профессиональный консультант. Все, что набрали до этого, отвозят на дачу. Тем, кто интересуется современным искусством, имеет смысл покупать картины "музейных" художников (все остальное – не искусство, а творчество). Стоят они от 2 до 10 тысяч долларов. Но если у вас бюджет 500, или 200, или даже 100 долларов – даже за такую сумму можно приобрести адекватную вещь. Главное – чтобы был вкус.

 

РЕЙТИНГ

Отличники современного искусства


Чтобы составить представление о том, какие из современных украинских художников самые "продажные", мы обратились в 6 наиболее известных и престижных киевских галерей. А именно – PinchukArtCentre, Bereznitsky gallery, "Ателье Карась", "Цех", "Ирэна", KievFineArt. И попросили назвать нам пятерку современных украинских художников, которые лучше всего продаются. И вот как выглядит объединенный рейтинг:


1. Василий Цаголов (6 голосов)
2. Олег Тистол, Александр Гнилицкий (по 5 голосов)
3. Александр Ройтбурд, Арсен Савадов, Илья Чичкан (по 4 голоса)
4. Борис Михайлов, Максим Мамсиков (по 3 голоса)
5. Сергей Братков, Маша Шубина (по 2 голоса)


P.S. Многие фамилии остались вне "топа", и это приятно радует в том смысле, что современных украинских художников на пальцах одной руки не пересчитаешь. Но есть и другой момент: многих из них (в том числе и некоторых из тех, кто фигурирует в рейтинге "Газеты...") украинскими называют уже условно: кто-то лет ...надцать назад уехал на Запад, кто-то отчалил в Москву. Так, к примеру, "серебряный призер" нашего рейтинга Александр Гнилицкий, хоть и часто бывает в Украине, живет в Мюнхене. Борис Михайлов – в Берлине, Сергей Братков – в Москве. И их можно понять: продавать свои работы на вес – не выход...

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ


Дайте такого, чтобы был модным!

Кого сегодня выставляют и покупают, "Газета..." узнавала на Андреевском спуске и в галереях на Костельной


План этого дня мне был необычайно приятен: с самого утра я ощущала себя беспечной, состоятельной дамой, решившей за тыщонку-другую приобщиться к большому искусству. Картины надо было выбирать для домашних интерьеров. Но такие, чтобы не только дополнить обстановку спальни, столовой и гостиной, но и прихвастнуть перед знакомыми: "А это такой-то художник, он сейчас очень моден..." Маршрут был намечен самый натоптанный: Андреевский спуск – улица Костельная.

Андреевский в четверг непривычно пуст. Картин на улице немного. Захожу в салоны, и все время "не по адресу" – антиквариат. И наконец, то, что нужно. Салон интерьерной живописи. Излагаю цели и задачи: чтоб украинские современные авторы и чтоб обязательно котировались. Предлагают реализм Дмитрия Олейникова (это можно в гостиную), натюрморт Николая Демина в "голландской" технике (подойдет для столовой). Для собачек художницы Елисеевой – очень ярких, просто врезающихся в память, – нужен интерьер в стиле минимализма: хайтек или модерн как минимум. На каждом полотне по одному или два четвероногих друга желтого или красного цвета. Туловища квадратные, ноги – четыре палки, "выросшие" из квадрата. Фишка: на голове – по зеленому яблоку. Похоже на детский рисунок, но цепляет. Из "запасников" достают желтое море Якимовой. Все-все-все! Меняю Олейникова на Якимову. Хотя нет, не будет гармонировать с обоями (искусство искусством, а интерьер-то тоже дело нешуточное!). Лошади Тульчинской необычны техникой – вместо кисти художница использовала пальцы. Но отпечатков... не видно.

М-м-м... нет, такое не в квартиру.

Стоимость картин удобоваримая – в свои две тысячи гривен плюс-минус укладываюсь. Провожая меня, продавец советует ориентироваться на харьковских художников – мол, харьковская школа из украинских самая сильная.

Будто сговорившись, то же говорят и в другом салоне. Среди корифеев называют Юрия Савченко. В его пестрое поле с разнотравьем, в котором доминируют маки, влюбляюсь тут же. Но... 4000 гривен! "Вам нравятся маки?" – продавец извлекает из разных углов десяток "маков" – крупных, мелких, ярких, блеклых. Называет авторов. Думаю, они все не залежатся. Маковый рисунок сейчас супермоден – он на посуде, постельном белье, обоях. Такая картина может стать отличным акцентом в "цветочном" интерьере.

Произведения а-ля патриотичные, подсолнухи и чернобривцы, пойдут на ура в школьные кабинеты – для этого их, скорее всего, и писали, но дома будут выглядеть неестественно. На "серьезные" подарки расходятся виды Киева, при этом фамилии художников покупателей не интересуют – ориентируются больше на размер полотна и выделенную на покупку сумму.

Еще один харьковчанин – Юрий Винтаев. Натурная живопись. Яркие мазки, складывающиеся в сюжет. Стоимость от 5 тысяч гривен. По рассказу продавца (как выяснилось, искусствоведа, подрабатывающего в салоне), его картина "Ожидание" стала подарком дружественному народу Чувашии, а еще одно полотно теперь радует Леонида Кучму. Здесь же выставлены работы ученицы Винтаева – Валентины Сафиной: они дешевле. Хвастались здесь и единственной картиной знаменитой Елены Леус, работающей во Франции, где она теперь и выставляется.

Поклонники фэн-шуя, просвещает нас искусствовед, приходят за композициями с открытым окном. Для них имя автора не имеет значения, а только та энергетика, что заложена в окне нараспашку. Показали мне и батик. Не смогу я теперь забыть "портрет" улитки (кажется, крымского автора), тельце которой просвечивается насквозь, – супер! Кстати, батик нынче моден и есть практически во всех салонах-галереях.

Ныряю в подъезд за обшарпанную дверь – и оказываюсь в авторских студиях. Вадим Корженко любит большие полотна, пишет маслом, занимается батиком, которым успел прославиться за рубежом. Александр Добродий тоже любит размах в работе. На больших полотнах живут люди из другого мира, сосредоточенные, чуть грустные. На любителя. Но мне очень комфортно было пообщаться с Александром среди его утонченных высоколобых героев. Пишет в основном под заказ – для интерьеров гостиниц, ресторанов, частных домов и ... галерей в Прибалтике.

Ухожу с Андреевского, на котором у меня была возможность сравнить живопись уличную с галерейной. И теперь твердо могу высказаться в пользу последней. А купить полотно в студии с Андреевского, наверное, еще престижнее. Тем более, что мастерских много, есть из чего выбирать.

– Модные художники у вас есть? – спрашиваю на Костельной.

– Если вы имеете в виду Гапчинскую или Леус, то нет, – отвечает продавец "Акварели" Ольга, – но есть интересные авторы. Таких художников несколько (мне показывают каталоги. – Авт.). Они не выставляются, работают на клиента. Мне больше всех по душе Александр Павленко. Если нужно, можете через меня с ним связаться.

Работы Павленко, в основном, оказываются портретами людей с о-очень выразительными глазами. Даже кажется, что выражение их лиц схвачено объективом фотоаппарата, но это явно не фото. "И не работа с фотографии", – уверяет Ольга. Но названная стоимость кусается – тысячи и тысячи долларов.

"Грифон" на Костельной презентует житомирянина Николая Бутковского. Пастельные тона, красивые "готические" люди. Оригинален триптих-портрет на дереве. Продавец Алевтина называет цены – $575, $720...

– Престижным считается повесить дома дочерей Яблонской, – говорит Алевтина, вынимая по очереди картину Гаянэ Атаян и Елены Отрощенко-Бейсембиновой. – А если хотите именитых, так ищите Ивана Марчука, художников 60-х...

На этом месте я полностью выхожу из роли состоятельной дамы: из нее меня грубо выбивает действительность – ну нет у меня и вряд ли появится на настоящее искусство свободных 10 000 зеленых. Но свое я уже получила: от недолгого общения с украинской живописью – именитой и неименитой – испытываю то, что греки называли катарсис (очищение искусством). Как-то хорошо, легко. И чего еще нужно?

   Copyright © 2008 Pavlenko.
   Разработка сайтов